Средства обучения - компонент процесса обучения, представляют собой орудие деятельности учителя и ученика. Средства обучения как инструмент учебного познания очень специфичны. Их делят на: а) материальные средства обучения (книга, ТСО, компьютер) и б) духовные средства учебного труда (знания педагога, виды деятельности, способы сотрудничества).
С помощью средств обучения в учебном процессе решаются следующие задачи:
- повышение информативной емкости содержания образования;
- повышение эффективности процесса обучения;
- расширение возможности проникновения в различные области науч-ного знания;
- ускорение передачи научной информации, связанной с интенси-фикацией процесса обучения;
- влияние на развитие учащихся.
Применение средств обучения повышает наглядность в обучении. Доказано, что только 15% информации запоминается при слуховом восприятии, 25% - при зрительном и 65% - при одновременно слуховом и зрительном. Более 85% детей обладают преимущественно зрительной памятью. Активный объем памяти используется только на 4-5%.
В учебном познании учитель обязан дать детям возможность чувственного восприятия содержания образования. При помощи средств обучения он воспроизводит окружающий мир опосредованно через схему, модель, рисунок, картинку и т.д. Поскольку чувственно-наглядный образ - образ субъективный, в котором отражается лишь внешняя сторона объекта или явления, то задача обучения заключается в том, чтобы, отталкиваясь от чувственно-наглядного образа, подвести учащихся к глубинной сущности изучаемого объекта или явления. Этот переход связан с абстрактным мышлением, с введением и использованием абстрактных понятий. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом и явлением, поставляя мышлению необходимый информационный материал.
Средства обучения, поставляя наглядные образы в учебное познание, выполняют три основные функции:
1) познавательную, обогащая процессы восприятия, мышления и практической деятельности многими деталями и помогая раскрыть внутренние свойства изучаемого объекта или явления;
2) организационную, связанную с управлением познавательной деятельностью учащихся, контролем и корректировкой учебного процесса;
3) воспитательную, связанную с комплексным воздействием на умственную, эмоционально-волевую, личностную и деятельностную сферы учащихся.
Материальные средства обучения обычно располагают в следующем порядке:
1. Учебники и учебные пособия.
2. Модели. Наглядные пособия.
3. Аудиовизуальные средства (ТСО).
4. Приборы и приспособления для практических и лабораторных работ.
5. Специальное оборудование (кабинетная система в школе).
6. Устройства для передачи информации, контроля и коррекции (компьютер, технические средства программированного обучения).
2. Основные принципы применения средств обучения
В своем творческом подходе к применению средств обучения необходимо опираться на общие принципы.
1. Мотивированность использования средств обучения. Их применение должно быть методически обоснованно. При использовании обучающих средств учитель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе интересы детей, уровень их подготовки, специфику предмета, изучаемого учебного материала, материально-техническую базу школы, закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования средств обучения - их влияние на усвоение материала в конкретных условиях.
2. Целенаправленность и функциональная определенность применения средств обучения. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения обучающих средств, которая может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления назначения определенных средств обучения в том или ином случае.
3. Использование средств обучения - органическая составная часть урока. Обучающие средства должны органически вписываться в систему построения урока. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру урока, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на уроке, продумать возможность органического включения в деятельность и учителя, и учащихся.
4. Активная переработка учебного материала после предъявления (использования) средств обучения. Способы переработки материала могут быть разнообразными, должны находиться в соответствии с содержанием, формой преподнесения материала, ближайшей дидактической целью.
5. Системность в применении средств обучения. Эпизодическое использование средств обучения, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический. Организационно-педагогический аспект предполагает проведение анализа всех тем по определенному учебному предмету и распределение средств обучения по темам, т.е. создание системы включения средств обучения как составного элемента при изучении материала. Методический аспект заключается в разработке и создании определенной методической системы применения средств обучения, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения обучающих средств на уроке.
3. Учебник.
Учебник - это основная учебная книга по определенному предмету, созданная для обучения, воспитания и развития учащихся определенного возраста. Учебник несет в себе информационную нагрузку, связанную с определенным объемом материала, основными понятиями и ведущими идеями по изучаемым учебным предметам. Учебник приучает школьников к самостоятельной работе с учебными книгами, вырабатывает навыки самообразования, развивает умение учиться, формирует определенные личностные качества. Поэтому учебники становятся многофункциональными.
Так, образовательная функция учебника обеспечивает движение познания ученика от незнания к знанию, от простого к сложному на основе относительно точного отражения предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у школьников.
Содержание учебника определяется программой и обязательно для усвоения каждым учащимся соответствующего возраста. Система упражнений, заданий и задач, являющая составной частью содержания учебников, позволяет формировать необходимые умения и навыки учащихся. При этом объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе по каждому предмету, периодически уточняется в соответствии с вариативностью программ и направлений в диверсификации образования.
Развивающая функция учебника состоит в том, что он не только вооружает системой знаний, но и способствует общему развитию учащихся - развитию мотивов учения, памяти, мышления, воображения, речи и других способностей, умений анализировать, обобщать, выделять главное, а также навыков планирования, самоконтроля. Среди общеучебных навыков и умений первостепенными являются навыки быстрого чтения, письма, счета и выделения главного. Рекомендации по формированию таких умений и навыков есть в ряде учебников, что дает учителю возможность более эффективно управлять развитием учащихся в процессе обучения.
Воспитывающая функция учебника состоит в его влиянии на мировоззрение учащихся, развитие их способностей, личностных качеств, формирование эмоциональной сферы и т.д. В частности, учебник способствует развитию мышления, творчества, влияет на формирование организованности, дисциплинированности и т.п.
Таким образом, учебник, реализуя в первую очередь содержание образования, призван максимально способствовать успешному обучению, воспитанию и развитию учащихся.
Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от структуры учебника. Типичной является такая структура учебника:
1. Тексты: основной, дополнительный, пояснительный;
2. Вне-текстовые компоненты:
а) аппарат организации усвоения: вопросы и задания; инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач, примеров); таблицы; подписи - объяснения к иллюстративному материалу; упражнения;
б) иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты, чертежи, схемы и др.);
в) аппарат ориентирования (вступление, содержание, библиография).
Это общедидактическая структура школьного учебника.